К основному контенту

Что заливать в щелочной аккумулятор

Щелочные аккумуляторы широко распространены и довольно востребованы в настоящее время. Их применяют в различных производственных сферах: на железной дороге, в горнодобывающей отрасли, а также в бытовых целях. Такие АКБ зарекомендовали себя, как надежные и долговечные устройства. При правильной эксплуатации срок их службы составляет от пяти до десяти лет. Для этого следует своевременно проводить техобслуживание аккумуляторов: предупреждать возможность возникновения короткого замыкания внутри банок, вовремя замерять плотность электролита и доливать его при необходимости. И здесь возникает вопрос: что заливать в щелочной аккумулятор? В данной статье рассмотрим, каким электролитом заправляют такие устройства, какие его виды существуют, а также как правильно самостоятельно приготовить раствор для щелочных аккумуляторов.Что заливать в щелочной аккумулятор

Виды раствора для щелочных АКБ

Существует два типа щелочных АКБ: никель-кадмиевые и никель-железные. Для таких батарей применяют электролиты, имеющие натриевый или калиевый состав. По сути, электролит для щелочных батарей представляет собой водный раствор гидроксида калия или гидроксида натрия. Зачастую к раствору добавляют еще и однопроцентный гидроксид лития, что в значительной степени повышает емкость аккумуляторов и увеличивает их срок службы.
Готовый электролит Диапазон рабочей температуры, градусы Цельсия Плотность, г/см3
Калиевый от -20 до +35 от 1,19 до 1,21
Калиево-литиевый от -20 и ниже от 1,26 до 1,28
Натриево-литиевый от +5 до +40 от 1,18 до 1,20
Для заливки можно купить уже готовый жидкий электролит тем более, что на потребительском рынке имеется не малое предложение. А можно и приготовить собственными силами в домашних условиях.

Самостоятельное приготовление электролита

Приготовление электролитаПри самостоятельном приготовлении электролита для щелочных АКБ важно помнить о том, что калиево-литиевые и натриево-литиевые растворы взаимозаменяемы, но совмещать их ни в коем случае нельзя. Далее детально рассмотрим весь процесс приготовления калиево-литиевого электролита.

Что понадобиться для раствора

Для приготовления щелочного электролита понадобится:
  • дистиллированная вода, имеющая ГОСТ 6709-72;
  • гидроксид калия (едкий калий) марки А (твердый) или В (жидкий), имеющий ГОСТ 9285-69;
  • гидроксид лития, имеющий ГОСТ 8595-75;
  • чистая железная, чугунная или пластмассовая посуда.
Внимание! Категорически запрещается использовать в этих целях посуду из меди, алюминия или свинца. Нельзя применять также луженую и оцинкованную емкость. Не рекомендуется готовить раствор в стеклянной и керамической посуде, так как эти материалы довольно хрупкие и легко дают трещины, что может быть небезопасно при работе с химикатами.

Процесс приготовления

При приготовлении электролита необходимо строго соблюдать технологию и последовательность действий:
  1. Налить нужное количество дистиллированной воды в термостойкую посуду из расчета 3 л. на 1 кг твердого гидроксида калия и гидроксида лития.
  2. Опускаем щелочь (KOH и LiOH в соотношении 0,04/0,045) в воду маленькими частями, используя для этого стальные щипцы.
  3. Растворить щелочь в воде, помешивая раствор стеклянной, эбонитовой или стальной мешалкой, что существенно ускорит время реакции.
  4. Остудить полученный раствор и настоять его в течение трех-шести часов, плотно закрыв крышкой, до полного оседания примесей.
  5. По прошествии вышеуказанного времени, аккуратно слить получившуюся прозрачную жидкость и замерить ареометром плотность.
Правильно приготовленный щелочной раствор должен быть прозрачным или чуть желтоватым, не иметь запаха. На дне возможно образование небольшого осадка. Такой электролит можно залить в аккумулятор.

Проверка плотности

Проверка плотности электролитаДля полной готовности электролита нужно добиться требуемой его плотности. В ее измерении поможет ареометр. Необходимо понимать, что плотность раствора выбирается в зависимости от температуры окружающей среды. Летом, к примеру, ее нужно снижать, а зимой – наоборот, повышать, ведь чем выше плотность, тем больше срок службы устройства. Оптимальной плотностью для жаркого времени считается – от 1,21 до 1,23 г/см3, в зимний период она должна составлять от 1,27 до 1,29 г/см3. Чтобы изменить плотность полученного раствора необходимо добавлять в него либо щелочь, что сделает его более плотным, либо дистиллированную воду, что уменьшит первоначальный результат.
Чтобы проверить плотность щелочного электролита необходимо соблюдать следующие правила:
  1. Производить замеры во всех емкостях аккумулятора.
  2. Не измерять плотность сразу после залива жидкости в АКБ.
  3. Более точные показания можно получить при температуре электролита не выше комнатной.
  4. В обязательном порядке промыть измерительный прибор после использования.

Хранение

Хранить приготовленный электролит необходимо в стеклянных емкостях, герметично закрытых резиновыми пробками и залитых парафином. На них следует приклеить ярлыки, где нужно указать состав содержимого, его плотность и дату изготовления.

Меры предосторожности

При изготовлении раствора для заливки в щелочные АКБ следует соблюдать меры предосторожности при работе с едкими химическими веществами, так как щелочь – довольно опасный элемент и, попав на кожу или слизистые оболочки, может вызвать сильные химические ожоги. Поэтому при работе с ней нужно использовать средства индивидуальной защиты: перчатки, очки. Необходимо также следить за тем, чтобы раствор не попал на одежду или незащищенные участки тела.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Какой аккумулятор выбрать для дизельного двигателя

Дизельные автомобили уже давно обрели популярность среди автолюбителей. И этому есть множество разных причин: их КПД выше бензиновых, режим их движения более эластичен. Однако такие автомобили существенно дороже в обслуживании, ведь дизельное топливо обладает большей вязкостью и на холоде сильно густеет. К тому же, дизельные моторы более восприимчивы к качеству топлива, чем бензиновые двигатели, и требуют на стартер пусковой ток большей мощности. Поэтому к выбору аккумулятора на дизельное авто следует подходить с особой тщательностью. Как это правильно сделать и на что обратить внимание при покупке АКБ для дизельного двигателя рассмотрим в данной статье. Что влияет на выбор АКБ для дизельного мотора Покупая аккумулятор для дизельного двигателя, следует обращать внимание на некоторые факторы, которые могут повлиять на срок его службы и качество работы. Остановимся на них немного подробнее. Объем двигателя От объема двигателя дизельного автомобиля зависит правильное определение по...

Почему кипит аккумулятор при зарядке

Зачастую при зарядке АКБ можно услышать булькающий звук, похожий на кипение. Причем бывает, что бурлит абсолютно новый, только что купленный аккумулятор. Многие начинающие автолюбители впервые сталкивающиеся с этим сразу же думают о наличии каких-то проблем или неполадок. Однако, переживать по этому поводу не стоит, ведь кипение электролита в аккумуляторе – вполне нормальное явление, возникающее в процессе заряда устройства. Что же происходит с АКБ во время зарядки и всегда ли является нормой его кипение? Попробуем разобраться с этим в данной статье. Химические процессы в АКБ при зарядке Как во время работы аккумулятора, так и на протяжении его зарядки, в устройстве протекают некоторые физико-химические процессы. Поэтому наличие различных шумов и звуков при этом – явление вполне нормальное и логичное. Аккумуляторная батарея представляет собой емкость, накапливающую электрический ток, который питает всю электронную начинку автомобиля. Процесс аккумулирования энергии обеспечивают кис...